Когда наступает пора менять АКБ

Каждая аккумуляторная батарея имеет свой жизненный ресурс, напрямую зависящий от конкретного автомобиля, особенностей его системы электрооборудования, а также от методов эксплуатации транспортного средства. Отказы в работе АКБ нередки из-за низкой степени заряженности батареи, уже не обеспечивающей пуск двигателя. Отметим, что пуск мотора является едва ли не главнейшей обязанностью АКБ, но если она «капризничает», это не повод для ее скорейшей утилизации.

Сначала стоит проверить плотность электролита, его количество (уровень над пластинами), затем замерить напряжение на выводах АКБ без нагрузки и с нагрузкой (для этой цели используют специальный пробник – нагрузочную вилку). При нормальном показателе плотности электролита в пределах 1,25 – 1,28 г/куб. см (во всех ячейках) и величине напряжения не ниже 12,5 В потребуется проверка работоспособности электрической цепи внутри АКБ. Если все в норме, двигатель, скорее всего, не пускается из-за неисправного стартера или электропроводки. Низкую величину  плотности электролита во всех ячейках повышают зарядкой АКБ до нормального значения этого важнейшего параметра – 1,27±0,01 г/куб. см. Естественно, уровень электролита в банках также при необходимости доводят до нормы. Напряжение на выводах АКБ в этом случае должно составлять не менее 12,7 В.

Работоспособность заряженной батареи проверяют пуском двигателя или на специальном стенде  в техцентре. Если стартер уверенно работает, батарея работоспособна. Однако АКБ следует поменять на новую, если проверка плотности электролита выявила, что его плотность в одной из банок очень низка и при подзарядке не увеличивается (нет «кипения» электролита).
Если срок эксплуатации АКБ мал, эта неприятность возможна по причине заводского брака, однако при сроке работы АКБ более 3 лет это может быть объяснено естественным износом. Следует учесть, что одновременная низкая работоспособность всех шести аккумуляторов батареи  (кроме глубокого разряда) может быть следствием длительной работы АКБ в режиме избыточного заряда (при «перезарядке»), что, как правило, является следствием нарушения работы регулятора напряжения. Вторая причина подобного явления – интенсивная эксплуатация автомобиля в режиме такси (короткие пробеги с небольшой скоростью, частые пуски). Следует учесть, что в этом случае изрядно изношенные электроды имеют повышенное сопротивление (при нормальной плотности электролита), при этом в режиме пуска двигателя происходит резкое снижение напряжения на выводах уже после одной-двух попыток пуска мотора.

О разрушении активного вещества пластин свидетельствует темный или иногда красноватый цвет электролита, и это является веской причиной, по которой от дальнейшего использования данной АКБ необходимо отказаться.
Всё вышесказанное относится к тем АКБ, у которых на верхней панели (крышке) есть пробки банок (заливных горловин). Такие батареи называются обслуживаемыми. На них легче проверить плотность и уровень электролита и принять меры, если что-то работает не так. Не имеющие пробок банок аккумуляторы(малообслуживаемые или необслуживаемые) диагностировать значительно сложнее, т.к., если пустить двигатель не удалось, изменение напряжения на полюсных выводах не поможет установить, в чем причина ненормальной работы АКБ - глубокий разряд или дефект.

Не всегда стопроцентно верно сообщает о состоянии АКБ и индикатор-«глазок» на ее крышке. Напомним, что при нормальном (рабочем) состоянии аккумулятора «глазок» имеет зеленый цвет, а при разряде он постепенно тускнеет и становится белым или черным. Но в любом случае за цветом «глазка» надо следить, и, если он перестал быть зеленым, проверить состояние АКБ. Как это сделать?

Прежде всего, АКБ следует зарядить, сняв с автомобиля или прямо на автомобиле (в гараже), отсоединив предварительно о ее выводов клеммы «силовых» проводов. Если зарядка произойдет в штатном режиме согласно Инструкции по эксплуатации и напряжение на выводах в конце ее достигнет величины 16,0 В, АКБ следует проверить на автомобиле, снова попытавшись пустить  двигатель. Можно также определить работоспособность батареи в техцентре или в гарантийной мастерской. Результаты испытаний станут основой для принятия решения о целесообразности дальнейшей эксплуатации АКБ или ее замене. Неисправная батарея либо не достигнет названного напряжения на выводах, либо быстро «потеряет» его, даже без «участия» стартера.

Яндекс.Метрика